Два Отрицания II. Отказ Аскета: “Я” – Брахман (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 3)
Два Отрицания II. Отказ Аскета
Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 3
“Я” – Брахман
सर्वं ह्येतद् ब्रह्म, अयमात्मा ब्रह्म, सोऽयमात्मा चतुष्पात् |
— माण्डूक्य उपनिषद् २
Всё это – Брахман; Это “Я” есть Брахман и “Я” – четырехкратно.
(Мандукья Упанишада. 2)
По мере того как человеческое осознание растёт в своей глубине и обширности, оно пробуждается к осознанию существования пронизывающего всё Сознания. Какие бы не происходили изменения, какие бы формы ни появлялись и ни исчезали, существует Реальность, которая неизменна. Она не подвержена ни уменьшению, ни увеличению. Она по сути своей всегда неизменна. Это – Брахман. Нет ничего иного кроме него. Вселенная, которую мы видим, и другие вселенные, которые мы в настоящее время не можем увидеть, являются этой Реальностью в проявлении. Всё существует благодаря Брахману, который воплощает себя в этих формах. И, следовательно, нет ничего, что по-настоящему бы не существовало. Всё реально, всё есть Брахман.
Эта Реальность, которая есть Брахман, учреждает себя как “Я” всего сущего. “Я” и Брахман – суть одно и то же. Это Брахман, являющий себя как “Я”. “Я” есть основа всего. Только благодаря “Я” всё существует. Это “Я” присутствует повсюду. Оно вверху, внизу, внутри, позади и впереди. Оно извечно и вездесуще. Если мы попытаемся проанализировать его само-протяженность, мы увидим, что оно пронизывает всё как “Я” всего, что бодрствует; “Я” всего, что пребывает в состоянии сновидения; “Я” всего, что спит; и превыше всего, как “Я”, превосходящее все эти формы или состояния себя самого. Мы зовём их Вайшванара или Вишва в индивидуальном состоянии, Вират в универсальном состоянии; Таиджаса в индивидуальном и Хираньямайя в универсальном; Праджна в индивидуальном и Ишвара в универсальном; Турия, Четвертое, Трансцендентное, как индивидуально, так и универсально.
Это не четыре различных “Я”. Состояния бодрствования, сновидения и сна – это состояния Того же Самого Бытия, которое Трансцендентно. Именно в этом смысле эти три состояния являются состояниями Трансцендентного “Я”.
Таким образом, “Я” (которое есть Брахман) вездесуще. “Я” пронизывает все состояния сознания, все планы бытия. На самом деле, они являются проекциями “Я” и поэтому так же реальны, как и само “Я”.
Оно превыше всяких отношений, лишено всяких черт, недоступно для мысли, в нём всё недвижно.
(Мандукья Упанишада. 7)
Но в то время как “Я” в своём состоянии бодрствования, “Я” в состоянии сновидения и “Я” в состоянии сна доступно нам в нашем сознании, Трансцендентное “Я” нам недоступно. Мы не можем связать себя с ним в нашем нынешнем сознании; наш разум терпит неудачу, когда он касается пределов Четвертого “Я”; наша речь не может описать это “Я”, оно лишено всяких черт, которые позволили бы его увидеть; наша мысль не может постичь это “Я”; всякое движение прекращается у врат этого Трансцендентного. Всё неподвижно. Оно превыше всех категорий. В его присутствии всё остальное исчезает. Трансцендентное “Я” стоит отдельно в своей уединенности, посрамляя наши мелкие претензии на существование.
Именно переживание этого Запредельного “Я” поставило свою могучую печать на человеческом разуме и вынудило его в некоторых своих движениях отрицать реальность всего, что не является этим Лишенным Черт, Невыразимым Бытием – в этом и заключается Отказ Аскета.