Блаженство Бытия: Проблема: Ананда (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 11)
Блаженство Бытия: Проблема
Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 11
Ананда
Кто бы мог жить и дышать, без этого блаженства бытия, что подобно эфиру, в котором мы все обитаем?
(Тайтирья Уанишада, 2.7)
Хотя это может показаться парадоксальным, этот мир страдания и боли сформирован из субстанции Блаженства. Блаженство, ананда, пронизывает весь мир подобно эфиру. Это творение в своих глубинных уровнях состоит из Блаженства. Блаженство составляет собой и содержит в себе наше существование. Именно из-за этого Блаженства человек, несмотря на всё страдание и зло довлеющие над ним в мире, по-прежнему хочет жить. Если бы всё страдание и боль жизни были сложены воедино, мы бы увидели, что сумма радости намного больше и именно поэтому во всём присутствует воля к жизни. Только потому, что радость является нормальным состоянием существа, боль затрагивает нас больше, чем следует. Но это Блаженство отличается от человеческих чувств удовольствия и радости. Они зависят от внешних возбуждений, в то время как Блаженство самосуще и не зависит ни от каких внешних факторов. Это становится более очевидным, когда человек не потерян во внешних обстоятельствах и событиях связанных с ними.
Блаженство не только присутствует во вселенной как её всенаполняющий эфир, оно находится в сердце человека, всегда живое, всегда струящееся. Чем больше он отделяется от внешних движений природы и обращается вовнутрь, тем ближе он подходит к этому источнику Блаженства в кладезе своей души. Он чувствует его, вначале только временами, испытывает его продолжительно по мере того как он учится находить себя в этом Блаженстве.
Сознателен человек об этом поддерживающем блаженстве, или нет, оно продолжает вибрировать на своём уровне, делая возможным его жизнь. Без этого реального Блаженства ничто не могло бы существовать. Ибо Блаженство находится в основе всего существования.
От Блаженства все эти существа рождены, Блаженством они существуют и взрастают, к Блаженству они возвращаются.
(Тайтирья Уанишада, 3.6)
Созидающее состояние Сат-чит-ананды, верховная созидающая Реальность, заключается в Ананде. Из мира Ананды происходит рождение миров. Поэтому ананда-лока также известна как джана-лока, мир рождения. Во вскипании Блаженства Брахмана происходит рождение манифестации. И именно это Блаженство поддерживает всё сущее. Из него истекает сок жизни, которым всё вскармливается. Именно поток этого Блаженства в центре существа позволяет ему устоять против всех неблагоприятных потрясений в этом мире неведения и придает необходимую силу чтобы преодолеть их. Превратности жизни затрагивают только инструментальное существо вовлеченное в природу. Центральное существо, душа, всегда живет в свойственной ей ананде. Ибо сама субстанция её существа состоит из ананды. И когда внешние оболочки отброшены, человеческое существо удаляется и отдыхает в мире блаженного покоя.