Путь Духовной Трансформации (Как Продолжить Практику Йоги. Часть 8)

Путь Духовной Трансформации

Руководство По Интегральной Йоге
Раздел 2: Как продолжить Практику Йоги. Часть 8

По мере того как практика медитации набирает силу и регулярность, движения и состояния внутреннего мира начинают раскрываться. Открываются новые области опыта. Но эти переживания не одинаковы для всех. Они зависят от индивидуальных особенностей человека, его развития и направленности поиска. Кто-то может чувствовать ощутимое нисхождение умиротворенности, формирование состояния покоя. Кто-то может начать видеть огни, узоры и рисунки: это свидетельствует об открытии тонкого зрения. Ибо за грубым физическим зрением скрывается тонкое зрение, и оно видит более тонкие измерения реальности. То, что мы видим, может быть символами или движениями в тонком мире, которые могут реализоваться или не реализоваться в физическом мире. Некоторые могут ощущать странные ароматы, запахи цветов, которые в физическом мире отсутствуют. Это свидетельствует об открытии тонкого обоняния и т.д. Все эти переживания нужно наблюдать не приходя в возбуждение, не спеша их интерпретировать, не вмешиваясь в них. Сами по себе они мало что значат для изменения сознания. Не стоит придавать им преувеличенное значение и делать поводом для духовной романтизации. Но и не стоит их недооценивать. На самом деле они являются признаками того, что сознание просыпается на более глубоких или высоких уровнях бытия. Следует, однако, отметить, что переживания такого рода не являются абсолютным законом. Они могут вообще не приходить. Визуальные или чувственные переживания могут не фигурировать в садхане тех, кто испытывает периоды тишины, покоя, умиротворения и т.д.

Настоящий фундамент закладывается тогда, когда в человеке устанавливаются базовые спокойствие и умиротворенность. Тогда движение мыслей останавливается. Возникает ощущение пустоты. Но этот вакуум не может существовать длительное время. Рано или поздно он заполняется прочным Умиротворенностью и Тишиной. Весь мир словно отодвигается в какое-то далекое небытие. Возникает сильное ощущение нереальности движений снаружи, интересы отпадают, оставляя человека нагим. Человек остается в одиночестве.

Это центральный опыт, который закрепляется в виде реализации безмолвного или недвижного «Бытия». Но это еще не конец. В каком-то смысле это начало новой реализации. Ибо пока человек пребывает в полной восприимчивости, начинает разворачиваться новый опыт.

Над мыслящим умом находятся диапазоны духовного ума. «Духовный ум — это ум, который в своей полноте осознает Бытие, является отражением Божественного, видит и понимает природу Бытия и его отношения с проявленной вселенной, живет в нем или в контакте с ним, спокойный, широкий и пробужденный к высшему знанию, не потревоженный игрой сил. Когда он обретает свое полное освобожденное движение, его центральная позиция обычно ощущается над головой, хотя его влияние может распространяться вниз на все существо и наружу через пространство.»1

Эти измерени сознания становятся активными в существе садхака. Рассудочный мыслительный процесс перестает быть единственным средством функционирования, поскольку он возвышается в сознании силой своей воли, устремления и помощи свыше. В нем рождаются все новые и новые силы Знания — таков истинный смысл рождения Богов в человеке, о котором так часто говорится в Ведах.

Над мыслеречью открываются уровни Высшего Разума. Высший разум — «это разум уже не смешанного света и неясности, не полусвета, а большей ясности духа. Его основная субстанция — унитарное чувство бытия с мощной множественной динамизацией, способной формировать множество аспектов знания, способов действия, форм и значений становления, обо всех из которых присутствует спонтанное имманентное знание… В его особом характере, в его активности сознания господствует Мысль; это светлый мыслеразум, разум духовно-рожденного концептуального знания.»2

Действия этого Высшего разума заменяют действия низшего трудящегося разума и упорядочивают их. Затем он интегрируется с остальными частями существа, так что все оно — или все большая его часть — получает знания от этой высшей способности. Таким образом, происходит восхождение, нисхождение, интеграция — процесс, который повторяется на каждом новом достигнутом уровне.

Следующее движение — это дальнейшее восхождение, характеризующееся работой Озаренного Разума, который является «разумом уже не высшей мысли, но духовного света». Здесь ясность духовного интеллекта, его спокойный дневной свет, уступает место или подчиняется интенсивному сиянию, блеску и озарению духа; игра молний духовной истины и силы врывается сверху в сознание и добавляет к спокойному и широкому просветлению и обширному нисхождению покоя, которые характеризуют или сопровождают действие более широкого концептуально-духовного принципа, огненную пылкость реализации и восторженный экстаз познания. . . . Просветленный Ум действует не столько мыслью, сколько видением; мысль здесь — лишь подчиненное движение, выражающее видение.»3

Над Озаренным Разумом находится Интуитивный Разум. Интуиция — это непосредственное восприятие истины, основанное на внутреннем самосознании. Она действует в четырех направлениях: откровение — видение истины; вдохновение — слышание истины; сенсорика — осязание истины; различение — распознавание истины. Следует отметить, что именно эта Интуиция называется в Ведах Сарама — Гончая Богов, вечно преследующая Истину. Остальные могут быть обозначены как Сарасвати (Вдохновение), Ила (Откровение), Дакшина (Различающая сила истины).

Игра интуиции происходит в виде вспышек, это луч истины, но не вся истина. Она может смешиваться с ментальным движением. Существует еще более высокая способность, называемая в этой философии Надразумом. Образуя высшие ступени Разума, он обладает вселенским размахом. Он постигает множественность творения, но всегда осознает лежащее в его основе Единство. Когда человек осознает это надментальное сознание, у него появляется спонтанное понимание оправдывающей истины всех движений, всех форм. Он развивает сознание, являющееся универсальным. Его ум — часть универсального Разума, его жизнь — поток универсальной Жизни, его тело — одно целое с универсальной Материей.

Эта универсализация существа является вторым центральным движением в этой йоге, первым из которых была психическая трансформация.

1 Шри Ауробиндо, «О йоге», том первый, с.335.
2 Шри Ауробиндо, «Жизнь Божественная», т.2, гл.26.
3 Шри Ауробиндо, «Жизнь Божественная», т. 2, гл. 26.

М.П. Пандит

Рубрика «Руководство По Интегральной Йоге»

 

Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга