Муладхара, Подсознание и старые привычки (Подкаст «Основы Йоги» #30)

Муладхара, Подсознание
и старые привычки

30 Серия Подкаста «Основы Йоги»

Глава 5. Физическое Сознание, Подсознательное,
Сон и Сновидения, Болезнь


Прослушать серию 30 на канале Youtube:
https://youtu.be/frCI4tVmgDk


Текст «Основ Йоги» 30 серии

* * *

Такие колебания в сознании на протяжении дня – едва ли не общее для всех явление в садхане. Когда работа садханы ведется в сфере физического сознания, очень усиливается и становится заметным принцип цикличности, передышки, возвращения к обычному или более низкому состоянию из достигнутого, но еще не утвердившегося более высокого состояния сознания. Ибо физической природе присуща инерция, которая не сразу позволяет интенсивности, свойственной вышнему сознанию, стать постоянной – физическое всегда откатывается к чему-то более обычному; высшему сознанию и его силе приходится долго работать, возвращаясь опять и опять, прежде чем они смогут стать привычными и постоянными в физической природе. Не беспокойтесь и не падайте духом из-за этих колебаний или заминок, сколь бы длительными и утомительными они не были; следите только, чтобы все время хранить молчание и внутреннюю тишину, а также быть как можно более открытым высшей Силе, не позволяя никакому действительно враждебному состоянию завладеть вами. За исключением враждебной волны, все остальное – инерция несовершенств, которых хватает в избытке у каждого; эти несовершенство и инерцию Сила должна проработать и устранить, но для последнего требуется время.

* * *

Вам не следует позволять себе унывать из-за упорства, проявляемого движениями вашей низшей витальной природы. Некоторые из них склонны упорствовать и возвращаться до тех пор, пока вся физическая природа не будет изменена путем преображения наиболее материального сознания; до тех пор их давление возвращается опять и опять в форме механической привычки – иногда с новой силой, иногда слабее. Отведите от них всю жизненную силу, отказывая им в каком-либо одобрении, ментальном или витальном; тогда механическая привычка будет не в силах воздействовать на мысли и действия и, в конечном счете, исчезнет.

* * *

Муладхара представляет собой центр физического сознания как такового, все, что находится в теле ниже – чисто физическое, и чем ниже, тем подсознательнее; но самое средоточие подсознательного находится ниже уровня тела, подобно тому, как средоточие вышнего сознания (сверхсознательного) находится над телом. В то же время ощущаться подсознательное может где угодно, – оно ощущается как нечто пребывающее под движением сознания и в определенном смысле поддерживающее его или стягивающее к себе вниз. Подсознательное служит главной опорой всех привычных движений, в особенности физических и движений низшего витального. Когда что-то изгоняется из витального или из физического, очень часто оно спускается в подсознательное, сохраняясь там как бы в зародыше, и всплывает вновь, когда для этого появляется возможность. Вот почему так трудно избавиться от привычных витальных движений или изменить характер; ибо получая поддержку или подкрепляясь из этого источника, сохраняясь в этой форме, ваши витальные движения, даже будучи вытесненными или подавленными, вновь выходят на поверхность и возобновляются. Деятельность подсознательного иррациональна, механична, циклична. Оно не слушается рассудка или ментальной воли. Изменить его можно лишь путем привнесения в него высшего Света и Силы.

* * *

Как и у других основных частей природы, у подсознательного есть всеобщее и индивидуальное измерение. Но существуют также разные части или планы подсознательного. Все на земле основано на Бессознательном, как его называют, хотя на самом деле это вовсе не бессознательное, а полная «под»-сознательность, подавленное или свернутое сознание, в котором есть все, но ничто не сформулировано и не выражено. Подсознательное лежит между этим Бессознательным и сознающим умом, жизнью и телом. Оно несет в себе потенциал всех примитивных реакций на жизнь, которые пробиваются к поверхности из безжизненных и инертных прядей Материи и благодаря постоянному развитию формируют медленно развертывающееся и выражающее себя сознание; подсознательное содержит в себе их не в форме идей, восприятий или сознательных реакций, а в форме текучей субстанции этих вещей. Все, что сознательно испытывается, также тонет в подсознательном не в форме точных, хотя и незримых на поверхности воспоминаний, а в форме смутных, но устойчивых впечатлений пережитого, которые могут в любое время всплыть в качестве сновидений, механического повторения прошлых мыслей, чувств и действий, в качестве нарушающих действие и взаимодействие «комплексов» и т.д. и т.п. Подсознательное служит главной причиной того, почему все повторяется и остается по-старому, изменяясь лишь по видимости. Оно служит причиной того, что характер, как говорится, изменить нельзя, равно как и причиной постоянного возвращения того, от чего, как вы надеялись, вы избавились навсегда. Все семена, все Самскары разума, витала и тела находятся там, – это главная опора смерти и болезни и последняя (неприступная, казалось бы) цитадель Неведения. Все, что было вытеснено, но не удалено полностью, погружается в него и остается здесь как семя, готовое в любой момент проснуться или дать всходы.

Шри Ауробиндо
«Основы Йоги», Глава 5. Физическое Сознание, Подсознательное,
Сон и Сновидения, Болезнь


Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте «Основы Йоги»