Царства и Божества Высшего Разума (Краткое содержание “Савитри”: Книга II. Песнь 11)
Царства и Божества Высшего Разума
Краткое содержание “Савитри”
Книга II. Песнь 11
М.П. Пандит
Ашвапати выходит за пределы человеческого разума в области более обширной трансцендентной Мысли.
Эта более высокая Мысль подобна Откровению Вечного Духа. На этих вершинах обозреваются великолепия Идеального Разума.
Этот Идеальный Разум – источник и вдохновитель всех великих надежд и событий на земле. Это – мост между человеком и Богом. В этом мире обитают Боги, являющиеся формами, в которые облеклись истины Духа. Здесь пребывают Истины-Идеи, служащие прообразом творения внизу. Их свет и влияние ощущаются человеческим миром и вдохновляют его на ещё большие усилия. Именно здесь находится источник веры человека в прогресс и совершенство.
Человек не чужд этим областям; он разделяет их на высотах своего духа. В своём состоянии Неведения он изгнан оттуда, но его мысли хранят воспоминания об этом истоке и в редкие моменты единения оживают его светом и силой. Всё же человеческая воля и органы чувств препятствуют этому потоку величия свыше. Тем не менее душа человека может взойти к этим сияющим сферам.
Ашвапати вступает в это царство и видит чистые миры Мысли, где правит Знание, а мысль является субстанцией, где чувства с готовностью отзываются на Зов Истины, где форма является самовыражением созидательного Луча, в воля – сознательным орудием Богов. Здесь жизнь переливается блеском Сознания. Здесь Радость и Счастье совершенно естественны.
Вдали, на более высоких уровнях Мысли, он замечает новые высоты, где Время соприкасается с горизонтами Вечности, а Природа пребывает в общности с Духом. Это восхождение происходит через тройное царство Мысли.
Первые уровни близки и сходны с человеческим разумом – они не слишком высоки и обширны для человеческого усилия. Хранители этого мира являются посредниками созидательного Могущества свыше и низводят необъятности Мысли в жизнь. Они – интерпретаторы между человеческим умом и Богом. Они повелевают Миром-Временем, наслаждаются Миром-Блаженством; они формируют Материю тайным воздействием Разума; они отмеряют Мир-Пространство. Они придают конечные очертания бесконечному, Форму – Бесформенному. Но они также налагают закон на каждое движение и превращают каждый шаг в звенья оков Неизбежности. Они лишают Идею её пластичной бесконечности, приспосабливая её к разработанному плану. Знание, которое они возводят, ограничено и преходяще. Они стремятся связать огонь и стихийное движение Единого в обусловленное время, пространство и закон.
Выше этого уровня открывается другой диапазон. Существа здесь наделены более обширным видением и сияют внутренним светом освобождающего Знания. Их сила заключается в видении, а не в постижении. Они проникают в тайный разум созидательной Силы и формулируют свои открытия в символах, узоре линий, числах и космическом Законе. Но они пытаются систематизировать свободные ритмы бесконечного Сознания в логику конечной мысли. И делая это, они составляют исчисления Судьбы, чтобы измерить неизмеримое. В результате, они теряются в подробностях и упускают Целое. Неведомое скрывает от них свою тайну.
Ещё выше находятся цари Мысли, охватывающие своим всевидящим взором Время и Пространство. Они хранят и сообщают земле и небесам указ созидающего Бытия. Они владеют все-повелевающим Сознанием.
Космос в действительности не является случайностью во Времени. Он направляем и ведом Истиной-Мудростью. Семя творения произрастает из Вечного Бытия и формируется в рождение и рост созидательным взором Абсолюта. Во всём присутствует тайная Сила, которая принуждает проявиться скрытое Божество. Даже неведение Природы является инструментом Истины. Верховная Воля трудится под маской судьбы, и смертное взрастает к Бессмертию. Однако Истина Духа скрыта и проявляется только во внутреннем видении, свободном от эго.
Этот факт ускользает от человеческого ума, который ищет правила там, где работает свободная Мудрость, чередующая в качестве истины жизни Случай с Законом.
Цари Мысли пытаются ухватить посредством мысли абсолютную Истину, чтобы завладеть Реальностью в абстракциях концептуального Ума. Они устраняют чувство, форму, звук и создают вакуум, чтобы удержать Единого. Они приходят к суровому отрицанию – как к смыслу всего; к ничто – как к окончанию.
Такова игра богов Мысли, пытающихся заманить Истину в ловушку концепций и фраз ради удовольствия мыслителя. Истину ищут, чтобы заточить её в тесном пространстве человеческого ума и сделать инструментом для человеческого господства над миром.
Тем не менее, в ответ на все эти поиски снизу Богиня Истины, кажется, идет на уступки, соглашаясь жить на земле и установить своё присутствие в человеческом сердце. Человек придаёт ей образ согласно своему уму и характеру, облачая её в Идею. Каждый думает, что является исключительным обладателем истины.
Но реальность такова, что вечная Истина не может быть охвачена ни мыслью, ни словом. Сам мир живет в лучах этого Солнца-Истины, которое не может быть заключено в стенах человеческой мысли. Какой бы высокой ни была мысль, она по-прежнему неадекватна. Мысль должна подчинить себя Видению и отдаться высшей Истине. Только тогда Непроявленный отразится в живом зеркале безмолвного ума.