Ошибки Принятия Эмоций за Психическое (Ошибки и Ловушки Духовных Практик. Часть 5)
Ошибки Принятия Эмоций за Психическое
Ошибки и Ловушки Духовных Практик. Часть 5
Говоря об эмоциях, очень важно отметить, что в области груди есть область, где происходит всплеск эмоций, хороших или плохих, то, что тантрики называют анахата чакрой и что Шри Ауробиндо называет эмоциональным центром. Когда возникает движение любви, движение молитвы, самоотдачи на эмоциональном уровне, люди часто думают, что это движение психического; есть много тех, кто скажет вам, что их психическое активно. Но реализация психического сознания – это очень высокое достижение. Это очень большой шаг, к которому нелегко прийти. Мать говорила, что искреннему искателю требуется около тридцати лет, чтобы достичь психической реализации. Но, возможно, видя, какой удручающий эффект её слова произвели на всех нас, она добавила, что это бывает не всегда; есть также и Милость, человек может быть готов, и это может произойти в любой момент. Но суть сказанного дошла до нас. Мы должны делать свою внутреннюю работу, мы должны соответствовать условиям психической реализации. Психическое переживание, психический опыт – это одно, а психическая реализация – это совершенно другое. Психическая трансформация – это тоже нечто совсем иное. Она не происходит столь легко.
Когда возникает чувство любви, которое является характерным для психического, мы должны внимательно исследовать себя, чтобы понять, является ли оно смесью, направлено ли оно на себя или на кого-то другого, является ли оно чем-то, что не имеет ничего общего с нашим эгоистическим “я”, нашими запросами, нашими желаниями и представляет собой спонтанное движение самоотдачи. Если это то, что не имеет отношения к нам, безразлично к тому, признаётся ли оно или не признаётся нами, то это результат влияния психического. Следует помнить, что психическое существо находится за эмоциональным центром. Большинство из нас даже не очистили свое эмоциональное существо. Наше эмоциональное существо – это целое море смешанных, мутных эмоций, волн положительных и отрицательных эмоций. Нужно сначала отсеять негативные эмоции от позитивных, стабилизировать позитивные, а затем использовать их как опорную точку для того, чтобы погрузиться еще глубже и обнаружить в себе психическое. Это еще одна соблазнительная ошибка, которую многие совершают, принимая эмоциональный центр за психический.
Во всех наших движениях должно присутствовать чувство меры. Чувство пропорции – это начало того, что в эстетике называется красотой. Красота – это верная пропорция всего, все элементы, гармонично сочетающиеся в одном целом. То, что обычно принимают за красоту, – это привлекательность, все, что бросается в глаза, но секрет красоты гораздо глубже. Она заключается не в цвете, не в форме, а в сознании, которое вибрирует в вещах, а для этого нужно обладать чувством гармонии. Все должно быть на своем месте, все, что не на своем, – это диссонанс.
Именно это и погубило Индию, когда она пошла по пути аскетизма. Вся красота, данная Богом, вся радость и гармония природы были отвергнуты, отброшены в сторону, а уродство было поставлено превыше всего. Пустота, уродство, отказ – отказ от пищи, отказ от одежды, отказ от сна – самоотречение превозносится, и эго гордится этим. Но такой отказ от всего, что должно быть принято, упорядочено и благоустроено, приводит к ложному чувству собственной важности и разжиганию эго. Аскетизм как таковой – еще одна ловушка. Мать говорит: “Будь святым, не выглядя святым”. Когда вы хотите выглядеть святым, это ложь. Зачем вам святые аксессуары? Будьте естественны для своего состояния существа, состояния сознания. Это чувство превосходства, основанное на самоотречении, погубило многих подающих духовные надежды людей. В Гите говорится об асурическом тапасе. Остерегайтесь его.
Чувство элитарности: я выше всех, мое учение самое высокое, мой учитель – единственный аватар, – стало причиной падения многих искателей и целых движений. Некоторые из них настолько глупы, что внешне проявляют это превосходство, другие достаточно умны, чтобы скрывать его. Но их отношение к простым людям крайне недуховно. Евреи веками расплачивались за это чувство элитарности. Браминизм в Индии дорого заплатил за это. Это ложное чувство превосходства, дух элитарности стали причиной гибели многих сообществ.
А в духовном сообществе это особенно непростительно. Богатые люди могут иметь свое эго богатства; они очень покровительственны, они филантропичны, потому что им нравится властвовать над другими через свою благотворительность, желая, чтобы люди испытывали к ним благодарность. Это еще одна разновидность элитарности, которая сводит на нет всю добрую карму, наработанную их поступками. Экономическая элитарность, политическая элитарность, научная элитарность – это другие виды элитарности, но о них мы не будем здесь говорить. Нас же волнует духовная элитарность, которая наиболее непростительна, поскольку сама духовность требует принципиального отношения равенства, единства со всеми. Как только мы начинаем чувствовать себя выше других, это означает конец духовности. Поэтому мы должны помнить об этой ловушке, потому что, как я уже не раз отмечал, в каких бы странах я ни бывал, люди не уставали говорить мне, что у последователей Шри Ауробиндо и Матери присутсвует невыносимое чувство элитарности. Даже у самого невежественного садхака есть это чувство превосходства над остальными. Это очень большая опасность. Когда вы чувствуете, что выше других, что у вас есть что-то, чего нет у других, пожалуйста, подумайте дважды, проверьте себя еще раз, почему возникло это чувство. Не забывайте, что вы находитесь в чьей-то лодке.
Говоря о психическом, я указал на распространенную ошибку – принимать эмоциональное существо за психическое. Само психическое находится глубоко внутри, в пещере сердца. Есть прекрасные описания в Упанишадах, в высказываниях Матери. Шри Ауробиндо не оставил места сомнениям в своих очень точных определениях. Итак, источник любви находится в психическом, природа психического проявления должна быть гармонией, красотой, радостью. Когда мы хоть на секунду прикасаемся к ней, мы чувствуем, что мир стал другим. Происходит излияние бескорыстной любви ко всему сущему. Это и есть обещание, уверенность в том, что вы способны на Любовь. Но нужно проделать большую внутреннюю работу, прежде чем эти проявления станут более частыми, станут постоянным элементом в нашей жизни. Это должно найти свое выражение в наших человеческих отношениях. Наша любовь не может быть лишь сферой взаимоотношений между нами и Богом. Помните, Шри Ауробиндо говорил, что ваша любовь к Богу неполна, если вы не любите Бога во всем. Значит, эта любовь должна изливаться, и вы должны выражать ее в своих отношениях со всеми вокруг, с коллегами, с родственниками, с учениками, с прислугой и подчиненными, со всеми. Вы должны научиться действовать на этой основе. Вы больше не можете быть эгоцентричными. Ментальной убежденности в том, что вы равны со всеми, недостаточно. Она должна быть спонтанной. Человеческие отношения – это поле, где вы готовите почву для психической атмосферы. Психическая атмосфера должна быть сформирована, стать естественной, прежде чем психическое сможет снова и снова выходить вперед и влиять на нашу жизнь. А для этого нужно очистить себя от всего непсихического, от всего грубого, уродливого, от всего подлого и эгоистичного. Если Матери не нравилось хоть одно качество в человеке, то это был эгоизм. Мы склонны оправдывать его в той или иной мере. Это непростительно, будь то духовный эгоизм или соцальный эгоизм, с точки зрения более высокого уровня сознания это одно и то же. Эгоизм должен уйти, и на его место должно прийти бескорыстие. Только когда эта подготовка пройдет достаточно далеко, когда эго-личность получит отказ, можно будет побудить истинное “я” выйти вперед. В противном случае психические элементы смешиваются, используются эго для его собственного возвеличивания.
М. П. Пандит