Шри Ауробиндо – портрет Иоханнеса Холенберга, 1915г.

Открывая Иоханнеса Холенберга

Шри Ауробиндо – портрет Иоханнеса Холенберга, 1915г.

Шри Ауробиндо – портрет Иоханнеса Холенберга, 1915г.

Открывая Иоханнеса Холенберга

Auroville Today, Issue No. 321, April 2016

Перевод с английского Н.Потемкиной

В начале прошлого века Иоханнес Холленберг имел тесные контакты как с Матерью, так и со Шри Ауробиндо и был первым из писателей, кто познакомил Европу с Интегральной Йогой. Сейчас он малоизвестен и практически забыт. Возможно, последние открытия Анасуйи Кумар смогут это изменить.

Как всё началось

Всё началось с приступа пневмонии. Анасуйя Кумар была студенткой факультета Английской Литературы. Она писала докторскую диссертацию по Полу Скотту, автору новеллы Раджийский Квартет, когда слегла с пневмонией. И хотя у неё и была высокая температура, но срок защиты диссертации приближался, и поэтому она продолжала над ней работать. «Я подходила к рассмотрению темы с общепринятых марксистских позиций, но неожиданно, в горячечном бреду, одна из новелл будто раскрылась мне, и я смогла увидеть её подтекст, то, что было написано между строк. Казалось, что все эти новеллы объединяла некая общая тайна, некая невидимая духовная суть, и я увидела, что некоторые из английских персонажей новелл были посвящены в эту тайну, и что существует также некий архетипический символ, всплывающий в текстах вновь и вновь, который я смогла идентифицировать как фигуру человека, танцующего в круге огня».

Уроженка Индии, Анасуйя жила в то время в США, но после этого переживания она решила более близко познакомиться со всеми аспектами индийской духовности. Для этого она отправилась в Варанаси, чтобы изучать там санскрит, но тяжело заболела и решила продолжить обучение санскриту в Дании. «Однако, имея за плечами литературное образование, я не смогла просто сидеть и целыми днями зубрить санскритскую грамматику, это было невыносимо скучно, поэтому я отправилась по книжным магазинам в надежде найти что-нибудь о духовности в Дании. Где-то через месяц в одном из букинистических магазинов я наткнулась на книгу под названием Йога и Её Значение для Европы, написанную Иоханнесом Холенбергом. Остальное, как говорится, уже история».

Карандашный рисунок Шри Ауробиндо, сделанный Иоханнесом Холенбергом

Карандашный рисунок Шри Ауробиндо, сделанный Иоханнесом Холенбергом

Человек эпохи Возрождения

Холленберг, родившийся в 1881г. и умерший в 1960г., был чем-то вроде человека эпохи Возрождения. Философ, художник, журналист, музыкант, биограф, политический экономист, издатель, сегодня он малоизвестен в Дании или где бы то ни было ещё, кроме как в качестве автора двух серьёзных книг о философе Киркегарде.

Однако внимательные читатели всего, написанного Матерью и Шри Ауробиндо, могут припомнить, что он время от времени мелькает в их воспоминаниях. Мать, например, рассказывает о пешем походе, который она совершила в начале 1900-х с тремя своими друзьями, одним из которых был Холенберг. Он попросил её научить его выходить из тела. И она вспоминает, что когда ему это удалось, он был страшно напуган этим переживанием.

Холенберг также приезжал к Шри Ауробиндо в Пондичери в 1915г. Во время своего визита он сфотографировал Шри Ауробиндо и сделал набросок к его портрету (его портрет Шри Ауробиндо, написанный маслом, который он завершил по возвращении домой, сейчас висит в Просперити Рум Ашрама). Шри Ауробиндо вспоминает, что Холенберг после их ежевечерних интервью и медитаций как-то однажды сказал: «А теперь давайте поговорим о невыразимом». И Шри Ауробиндо согласился.

Нет сомнения, всё это интересно, но лишь как одно – два подстрочных примечания к воспоминаниям о жизни Матери и Шри Ауробиндо, не более того. Однако Анасуйя обнаружила намного больше материала о Холенберге. И то, что она обнаружила, помимо всего прочего, подтверждает, что его работа с Матерью (он знал её как Мирра) была намного серьёзнее и продолжалась намного дольше, нежели предполагалось до этого, а также, что он был замечательным приемником и пропагандистом идей Шри Ауробиндо. Надо сказать, что его книга Yoga I dens betydning for Europa (датск. Йога и Её Значение для Европы – прим. авт.), опубликованная в 1916г., была первой ласточкой, познакомившей с йогой Шри Ауробиндо датских, шведских и немецких читателей. Она была фактически первой книгой по Интегральной Йоге где бы то ни было (Шри Ауробиндо уже писал свои эссе для журнала Арья, но они ещё не были на тот момент изданы в виде книги).

Тем не менее, было не так-то просто раскопать что-либо новое и неизвестное о Холенберге и его отношениях с Матерью и Шри Ауробиндо.

«Он был очень скрытным человеком, – говорит Анасуйя. – После его смерти вся ответственность за его писательское наследие была возложена на его вдову, Эли, которая сожгла всё, что она считала его личными бумагами. Делая это, она свято верила, что исполняет волю мужа. Она сохранила лишь те бумаги, которые относились к его общественной деятельности, как, например, его публикации, газетные статьи и т.д.».

Анасуйя узнала, что вдова отдала все сохранённые ею бумаги в дар Королевской библиотеке Дании в Копенгагене. Когда Анасуйя приехала туда, она обнаружила, что их было двадцать четыре коробки. Однако, несмотря на такое большое количество бумаг, когда она просмотрела эти коробки, ей показалось, что вдова действительно уничтожила все его личные бумаги.

Его работа с Матерью

«Но в сентябре прошлого года я нашла очень лаконичный дневник за годы с 1906 по 1911, проведённые им в Париже, и сразу же поняла, что наткнулась на золотую жилу, когда на второй странице увидела запись о встрече с художниками, в числе которых была и Мирра Мориссет. На следующих страницах он пишет о том, что «прошлым вечером имел глубокую философскую беседу с Миррой», и о том, что ему снятся сны, в которых она ему является. Затем идут ссылки на то, что она приглашает его изучать вместе с нею каббалу».

Холенберг, приехавший в Париж обучаться рисованию, тогда уже интересовался оккультизмом и опытами по выходу из тела. В дневнике он пишет, что Мирра говорит ему, что, если он хочет иметь такие опыты, то ему следует серьёзно изучать систему Макса Теона (сама Мирра только что вернулась из своей первой поездки к Теонам в Тлемсен). А для этого ему нужно сначала выучить иврит. И они начинают изучать каббалу вместе (как отмечает Питер Хиз, ‘система’ Теона – Philosophie Cosmiqueчастично базировалась на каббале).

«В дневнике имеются таинственные, зашифрованные записи о необходимости начать изучать иврит вместе с Миррой, и есть также другая записная книжка о каббале, которую мне ещё только предстоит детально изучить. В ней описаны сновидения, а также занятия по изучению космической системы Макса Теона и очень эзотерической формы каббалы. Холенберг говорит, что пытается понять её с помощью цифр. Здесь также имеются пространные записи, касающиеся его учительницы, Мирры Ришар, как она стала зваться после второго брака. Дневник заканчивается на 1911г. Предполагается, что она обучала его, начиная с 1907г.!»

Их занятия, однако, не сводились только лишь к изучению каббалы. В 1911г. она послала ему в Египет открытку, (он отправился туда по её совету, чтобы продолжить там изучение каббалы), в которой упоминалось про «наши чудесные вечера в Париже и наши долгие философские беседы…». Впоследствии она вспоминала, что когда он жил в Париже, то «почти каждый вечер заходил проведать меня».

А что же насчёт его опыта экстериоризации (выхода из тела – прим. пер.), о котором Мать упоминает на своих вечерних классах 3-го марта 1954г? Мать говорит, что он очень настаивал, и, в конце концов, она научила его делать это. Это произошло в её присутствии, и он был очень напуган. Анасуйя говорит, что позднее он написал об этом опыте статью под названием Серебряная Нить.

«Я, наконец, нашла эту статью в одном из малоизвестных научно-популярных журналов и сделала её копию. Как и сказала Мать, хотя он и был мужественным человеком, но как только вышел из тела, он тут же запаниковал. Причиной тому, как он говорил, послужила натянутость серебреной нити, и Мать позаботилась о том, чтобы она не оборвалась, что имело бы для него очень серьёзные последствия. Я разговаривала с одной из тех немногих ещё живущих людей, что знали его, и она сказала, что даже за несколько лет до своей смерти он всё ещё говорил об этом опыте. Из чего следует, что для него это был невероятно значимый момент, воспоминания о котором он сохранил на всю оставшуюся жизнь».

Холенберг и Шри Ауробиндо

А что же с Пондичери и с его встречей со Шри Ауробиндо?

Поль Ришар познакомился со Шри Ауробиндо во время своего первого приезда в Пондичери в 1910г., а по возвращении во Францию Ришары продолжили с ним переписываться.

В 1912г. Холенберг вернулся из Египта и решил поехать в Пондичери вместе с Ришарами. В 1914г. Ришары отправились в Индию и пригласили Холенберга присоединиться к ним, чтобы совместно с ними и со Шри Ауробиндо работать над созданием журнала Арья. Он согласился. «Решили, что он приедет, как только сможет, и останется на неопределённый срок». Но когда он приехал, в октябре 1915г., Ришары уже покинули Индию.

Шри Ауробиндо, очевидно, произвёл на него грандиозное впечатление, и он описывает их первую встречу глазами художника. Однако, пробыв в Пондичери всего месяц, Холенберг был арестован британскими властями и депортирован из Индии.

А случилось то, что он вторгся на английскую территорию, чтобы купить сигар (вполне вероятно, что для Шри Ауробиндо; сам Холенберг не курил). Один дружелюбный британский полицейский, который, кстати, очень уважал Шри Ауробиндо, предупреждал его, что это произойдёт, если Холенберг пересечёт пограничную черту, поскольку все, кто поддерживал хоть какие-то отношения со Шри Ауробиндо, автоматически подпадали под подозрение. Таким образом, он был на первом же корабле отправлен в Коломбо, затем в Париж, а оттуда в Лондон, поскольку его заподозрили в шпионаже в пользу немцев.

В Лондоне Холенберг проводил время с большой пользой. Он ежедневно ходил в Британскую библиотеку, чтобы работать там над своей книгой о йоге. Но откуда же он взял материал для книги?

К тому времени Анасуйя проверила почти все коробки с бумагами Холенберга в Королевской датской библиотеке, но так и не обнаружила никаких подтверждений о его контактах со Шри Ауробиндо. Наверное, всё-таки, больше ничего не сохранилось.

«И когда я уже почти опустила руки, в коробке под номером 24 я обнаружила исписанную почерком Холенберга записную книжку о его путешествии в Пондичери, которая содержала записи о его беседах со Шри Ауробиндо.

Думаю, что она сохранилась по какой-то космической иронии. По возвращении Холенберг начал писать статьи о йоге и о Шри Ауробиндо для разных европейских журналов. Я думаю, что его вдова решила, будто это были записи для тех статей, и не сожгла их потому, что квалифицировала их скорее как общественные материалы, нежели как личные бумаги».

Анасуйя пока ещё не имела возможности детально изучить эту записную книжку. К тому же, она не очень хорошо знакома с работой самого Шри Ауробиндо. Однако она удостоверилась в том, что большая часть материала, содержащегося в записной книжке, была использована в книге Холенберга Йога и Её Значение для Европы, опубликованной им в 1916г. Впоследствии это было подтверждено самим Холенбергом. В письме от 1948-го года он вспоминает: «Я написал книгу Йога, которую посвятил ему, и которая по большей части основывается на беседах, за которыми мы с ним проводили время». И в третьем издании книги, опубликованном в 1952г., он пишет: «Основы этой книги были заложены во время моего пребывания в Индии в 1915г., во время ежедневных бесед с человеком, которому она также посвящается – это Шри Ауробиндо Гхош. Ему тогда было около тридцати лет, но он уже был известным на всю Индию мыслителем и мистиком».

К примеру, из пондичерской записной книжки Холенберга Анасуйя выяснила, что во время своего кратковременного пребывания там, он провёл со Шри Ауробиндо значительное количество времени. Иногда он целые дни проводил в его компании, делая наброски для его портрета, медитируя с ним и слушая, как он говорит. «Для такого человека как Холенберг, который был неутомим в своём стремлении к духовному познанию, это, должно быть, было подобно беспрерывному даршану».

Иоханнес Холенберг

Иоханнес Холенберг

Книга Холенберга

Итак, как же Холенберг знакомит европейских читателей с йогой Шри Ауробиндо?

Анасуйя говорит, что Холенберг представляет себя не в роли знатока йоги или индолога, но как новичка в этом вопросе, заинтересовавшегося темой йоги и желающего всесторонне её исследовать.

«Затем он говорит, что недавно побывал в Индии, где встретился с ‘очень святым человеком’ и от него узнал глубочайшие тайны и секреты йоги, которые он теперь и представит читателю.

«Он разъясняет, что, во-первых, в отличие от скучных духовных традиций того времени, эта йога не является духовностью, существующей в каких-то неведомых землях и базирующейся на обещаниях будущего воздаяния. Она – это то, что здесь и сейчас. Она целиком и полностью научна и исходит из наблюдений за природой и за тем, как природа работает. Это очень важно для его читателей, поскольку в Дании очень глубоки материалистические традиции – это очень приземлённая страна, очень зацикленная на материи.

«Он объясняет, что природа приводится в действие силой, и эта сила есть телос (греч. завершение, цель – прим.пер.), конечное устремление или цель. Если вы посмотрите на любое растение или дерево, пишет он, то то, что вы увидите – это, что оно всё больше и больше становится собой. Оно пребывает в процессе самореализации. Это неудержимый эволюционный путь природы. А, кроме того, эта всё-оживляющая сила является ещё и объединяющей силой, гармонизирующей разнородные элементы бытия.

«В отношении же индивида Холенберг объясняет, что чем в большей степени вы становитесь самими собой, тем более вы универсализируетесь и объединяетесь со всеми. Поэтому, понимая и практикуя йогу, человек понимает и ускоряет процесс самореализации, консолидации и универсализации».

Холенберг верил, что его книга несла послание о том, что являлось поистине насущным и актуальным для Европы, раздробленной в муках Первой Мировой Войны. Йога, писал он, это процесс построения всё высшего и высшего единства, всё более универсальных уровней существования посредством гармонизации конфликтующих частей, а это то, что более всего необходимо Европе в данный период времени. Благодаря Шри Ауробиндо он также понимал, что смысл исторической эволюции заключается не в том, чтобы одни доминировали над другими, но в том, чтобы каждый смог реализовать себя; а это может осуществиться только тогда, когда обеспечена свобода, как для индивида, так и для коллектива. И это стало лейтмотивом устремлений всей его дальнейшей жизни.

Анасуйя отмечает, что он также говорит в своей книге о разных уровнях развития. «Он пишет, что Европа к настоящему моменту достигла определённой стадии материального развития, но это не предел её развития, как и следующая стадия – стадия интеллектуального развития. Ещё есть куда двигаться дальше. И сейчас, говорит он, мы к этому готовы, мы способны проявить этот следующий уровень, и вот-вот появятся мечтатели и первопроходцы, которые возвестят грядущее. Шри Ауробиндо он провозглашает одним из них, он называет его стрелой, пущенной через реку на другой берег.

«Это чудесная книга, – говорит в заключении Анасуйя. – Невероятная ясность мысли – ведь он всё-таки был философом – а содержание, хотя и чрезвычайно глубокое, но очень доступно изложенное. Через неё он принёс воюющей Европе послание о возможности взаимного сотрудничества без репрессий, об индивидуализме, сгармонизированном сотрудничеством. Это послание остаётся всё ещё очень актуальным и сегодня. Книгу долгие годы не переиздавали, но я перевела её на английский, и вскоре она будет издана».

Анасуйя

Анасуйя

Каково было влияние сочинений Холенберга?

Анасуйя говорит, что он пытался достучаться до как можно большего количества читателей, поскольку в то время было мало что известно об Индии и о Востоке. Поэтому кроме книги он также писал статьи о йоге и о Шри Ауробиндо в различные европейские газеты и журналы.

Каково же было их воздействие?

Анасуйя говорит, что его очень трудно оценить. Первый шведский Нобелевский лауреат от литературы, Сельма Лагерлёф, какое-то время училась у него йоге. Она читала его книгу и написала о ней. Но и книга, и статьи о Шри Ауробиндо появились в период огромного интереса к эзотерике и оккультизму в Европе, и, возможно, её послание потонуло в большом количестве литературы о других движениях, таких как теософия, психические исследования и т.д.

К слову сказать, сам Холенберг после написания книги выбирает для себя другой путь. Анасуйя говорит, что ему предложили опубликовать книгу датского миллионера Карла Ветта, и Холенберг постепенно подпал под его влияние. «В 1917г. этот человек начинает отваживать его от Шри Ауробиндо и обращает к антропософии, которая была тогда совершенно новым явлением для Европы».

Рудольф Штайнер пригласил его учиться к себе в Швейцарию, и когда в 1920г. Холенберг вернулся, он учредил первое Антропософическое Общество в Дании, а затем в Швеции и в Норвегии. В конце концов, в 1942г, он оставил Общество из-за разногласий со вдовой Штайнера по поводу её указания не препятствовать нацистской цензуре в Норвегии.

В течение нескольких лет он жил в самоизоляции на одном из островов в норвежских фьордах. И там он начал снова переводить Шри Ауробиндо, включая его Эссе о Гите. В 1948г. он вернулся в Данию и переиздал Йогу и Её Значение для Европы. Он также начал издавать ещё один журнал, где публиковал, среди всего прочего, выдержки из Жизни Божественной ( в своём собственном переводе).

«Его последние годы, – говорит Анасуйя, – похожи на последние годы жизни Рембрандта: в его работах появляется накал. И его последние статьи о Шри Ауробиндо – о свободе и о погоне за универсальным сознанием; в конце он возвращается к нему. На самом деле, не думаю, что он его когда-либо покидал. Те, кто его знали, говорили, что он всегда жил с мыслью о том, что он – йог, и я думаю, что альфой и омегой его жизни всегда оставалась его связь со Шри Ауробиндо и Матерью».

Холенберг умер в безвестности, в 1960г, в возрасте 79-ти лет.

Анасуйя признаёт, что находится только в самом начале исследования материала, и, в частности, трёх ключевых записных книжек – Парижского Дневника, дневника изучения каббалы и дневников бесед со Шри Ауробиндо. «Предстоит раскрыть намного больше».

А между тем, приезд в Ауровиль стал для неё как бы возвращением домой. «В Дании я осуществляла свой поиск в одиночку, поэтому удивлена и тронута до глубины души, что нашла такую большую поддержку в этом вопросе как здесь, так и в Ашраме. Теперь я намереваюсь остаться в Индии, чтобы здесь продолжить эти изыскания».

Алан (с дополнительной информацией от Жиля Жигана)

Из письма, написанного Холенбергом в 1948г.
о его беседах со Шри Аробиндо в 1915г.

Что касается бесед, которые я вёл с ним, то сейчас, после стольких лет, мне представляется невозможным сделать для вас какие-либо детальные записи. Они касались религии и тем морали, и у меня осталось впечатление о нём как об очень мудром и благородном духе. В отношении же мистических опытов, через которые, как вы говорите, он проходил именно в тот период, он не проявлял никаких явных признаков, но, конечно же, всё это ощущалось через его слова и поведение.