История Ауровиля — как он был в действительности создан
История Ауровиля
Жиль Жиган
Auroville Today,Issue No. 301, August 2014
Перевод с английского группы «Тапасья»
под редакцией Н.Потемкиной
Данные об истории Ауровиля тех времён, когда жива была ещё Мать, взяты из периодических изданий (Мать Индия, Бюллетеня Международного Центра Образования Шри Ауробиндо, Информационного Письма Общества Шри Ауробиндо и Газеты «Ауровилец»), из книг, изданных учениками (Сатпремом, Шиям Сундаром, Хутой, Савитрой), из архивов (Общества Шри Ауробиндо, Ашрама Шри Ауробиндо, Ауровиля), из личных архивов, а также из опубликованных и неопубликованных интервью учеников (Роже Анже и других). Жиль Жиган, один из Ауровильцев, занимающихся изучением ранней истории Ауровиля, делится некоторыми своими находками.
Многие Ауровильцы думают, что идея создания города, который впоследствии стал Ауровилем, принадлежит Матери. Но это не так. Идея поступила от Наваджаты, Генерального Секретаря Общества Шри Ауробиндо, который внёс это предложение на первой Всемирной Конференции Общества пятьдесят лет назад. 14 августа 1964 года, было принято решение «Создать город-поселение рядом с Пондичерри, для тех, кто хочет подготовить себя для новой жизни».
К Наваджате же желание создать новый город пришло после чтения одной из работ Матери, «Мечта», датированной 1954 годом, в которой Мать описывает идеальное общество. Но «Мечта» заканчивается такими словами: «Безусловно, Земля не готова реализовать такой идеал, ибо человечество еще не обладает ни достаточным знанием, чтобы понять и принять его, ни сознательной силой, необходимой для того, чтобы осуществить его; вот почему я называю это мечтой.»
Всё изменилось после нисхождения Супраментального Сознания в 1956г. На уроке в классе в 1958 году Мать сказала: «только совсем недавно для меня начала проявляться идея коллективной реальности, которая не обязательно ограничивается Ашрамом, но охватывает всех тех, кто считает себя (я не имею ввиду физически, но в их сознании) учениками Шри Ауробиндо, и пытается жить в соответствии с его учением. Среди них (особенно сильно с проявлением супраментального сознания и его формы в 1956г.), пробудилась потребность в истинной жизни в общине, которая могла бы быть основана не только на материальных принципах коллективизма, но представляла бы более глубокую истину и являлась бы началом того, что Шри Ауробиндо назвал супраментальным или Гностическим сообществом.»
Наваджата процитировал эти слова в 1960г. чтобы объяснить создание Общества Шри Ауробиндо, образованного при поддержке Матери. В те дни, все больше и больше учеников приезжало в Пондичери, желая жить поблизости от Матери. Они не вступали в Ашрам, жили в своих собственных домах, обзаводились и управляли своим частным бизнесом, таким как компания «Аурофуд», (Aurofood) основанная семьей Пателя (Patel) и завод по производству сахара «Новый Горизонт» (New Horizon), основанный семьей Хиндоча (Hindocha). К Наваджате, возможно, пришла мысль о создании отдельного места, нового города, для всех этих людей, которые хотели бы жить в атмосфере Матери, но в менее ограничительных условиях, чем в Ашраме то есть без того, чтобы жертвовать Ашраму всё своё имущество и придерживаться его строгих правил. И надо сказать, что Мать сочла это более благоразумным иметь отдельное место для учеников, которые не были ашрамитами в полной мере [об этом можно прочесть в Агенде Матери, 23.07.66г. и 04.04.72г.]
Но можно видеть, что сначала Мать проявляла незначительный интерес к этому новому поселению. Она говорила с Сатпремом 14 августа 1964г, в день, когда было принято это решение, и затем ещё 19-го августа о собраниях связанных с Ашрамом групп, таких как Общество Шри Ауробиндо (SAS), и ни словом не обмолвилась об Ауровиле. Опубликованный в журнале «Мать Индия» восьмистраничный доклад конференции, содержит только одну строку, где упоминается о решении создать новый город.
Похоже, что Мать начала проявлять интерес к Ауровилю только в начале 1965 года. В своем Информационном Письме, датированным мартом 1965 года, Общество Шри Ауробиндо проинформировало своих читателей: «Вы будете рады узнать о том, что Мать приняла проект модели города. Она назвала его ‘АУРОВИЛЬ’.» В марте 1965 года Она написала Роже Анже и попросила его стать архитектором Её «идеального города». В июне 1965года Она получила два письма от Хуты, которые, со слов Матери, пробудили в Ней прежние мечты и формации. 23-го июня 1965 года Она сказала Сатпрему, что до того момента «Ауровиль занимал лишь второстепенное положение в моих интересах, поскольку никаких прямых знаний о нём я не получала.» А 21 сентября 1966г. Она объяснила Сатпрему: «…никакая мысль не предшествовала рождению Ауровиля; как всегда, это было просто действие Силы, некое абсолютное проявление, и оно было настолько мощным, [когда идея Ауровиля предстала перед Матерью] что я могла сказать людям: «Даже если вы не верите в него, даже если все обстоятельства окажутся совершенно неблагоприятными, Я ЗНАЮ, ЧТО АУРОВИЛЬ БУДЕТ. Он может появиться через сто лет, он может появиться и через тысячу лет, я не знаю, но Ауровиль будет, потому что это было решено.»Итак, это было решено – и сделано совершенно просто, как подчинение Приказу, без какой-либо мысли.»
Многие люди предполагают, что когда Мать решила взяться за этот проект, то Она знала в точности для чего нужен будет Ауровиль, и как он будет развиваться. Но это было не так. Ауровиль является частью «великого приключения«, о котором Мать говорила так пламенно в 1957 году, когда Она пригласила «тех, кто любит приключения» к «настоящему приключению, целью которого является бесспорная победа, но дорога неизвестна и должна быть пройдена шаг за шагом в неисследованное… Что случиться с вами завтра – я понятия не имею. Вы должны отложить в сторону все, что было предвидено, все, что было придумано, все, что было построено и затем… отправиться в неизведанное. И – будь, что будет!»
Когда исследуешь, как Ауровиль разворачивался в течение последних девяти лет жизни Матери (1964-1973г.г.), то можно увидеть, как Она проходила дорогу в неизведанное шаг за шагом и временами возвращалась назад.
Концепции Города и численность населения
В июне 1965 года Мать впервые описала свой «идеальный город» Сатпрему, а затем Хуте. Она набросала и описала свою концепцию города: четыре городские зоны с Парком Единства в центре и четыре промежуточные зоны для коммунальных служб (где малые лепестки находятся между большими лепестками) которые не будут принадлежать Ауровилю. «Гринбелт» еще не упоминался в то время.
Проекты, которые Мать хотела осуществить ранее, но еще не реализовала, теперь должны были реализоваться в Ауровиле: Культурный Павильон Ее Международного Университета [см. Бюллетень от 1952г.] Её Трудовое Сообщество [см. Бюллетень от 1954г.], отель рядом с пляжем. Она также неоднократно говорила о желании провести Олимпийские игры в Ауровиле, о морском порте, аэропорте, станции для гидропланов, яхт-клубе и т.д.
Мать мечтала и вдохновляла Наваджату, Роже и всех тех, кто был заинтересован в участии, на мечты о светлом будущем – и они действительно мечтали. И поскольку размеры проекта существенно увеличились, предложенное ранее место было перенесено с восточного берега озера Устери на территорию “Промисс”.
6 сентября 1965 года, после назначения на пост архитектора города, Роже впервые приехал в Пондичерри. На следующий день Роже представил Матери свой первый доклад о будущем городе. У него было много вопросов, на которые Она ему ответила и в процессе обсуждения согласилась многое изменить, в том числе снова переместить строительную площадку с территории «Промисс» к настоящему местоположению. Не зная предполагаемой численности населения города, в своём отчете Роже указал 100 000 человек «и даже более в будущем» и запланировал за ближайшие 20-ть лет обеспечить жильём 50 000 человек. Именно тогда Мать велела ему планировать только на 50 000 человек и завершить строительство города самое большее за 20 лет. В своем выступлении, переданном по Государственному Индийскому радио в ноябре 1967 года, Наваджата говорил о запланированной численности в 50 000 человек в основном городе; 20 000–30 000 человек в моделях поселений вокруг него и 30 000 человек в Международном Торговом Центре. Говорят, что он заранее прочитал эту речь Матери, и она ее одобрила.
Маловероятно, что цифра 50 000 включает в себя население окрестных деревень. На тот момент, была идея интегрировать тех, кто готов присоединиться к Ауровилю, но в итоге присоединилось только несколько семей. Некоторые проектировщики подумывали о переселении тех, кто не был заинтересован в присоединении. В то время население этих деревень составляло около 20% – 30% от сегодняшней численности.
Модели города
В течение последующих трех с половиной лет, которые ушли на подготовку, Роже — в то время главный партнер очень успешной архитектурной компании в Париже – приезжал в Пондичерри пять раз для того, чтобы встретиться с Матерью. В марте 1966 года он представил Ей две потенциальные модели города – прямоугольную модель и «Туманность», основой для которых послужили эскиз, нарисованный Ею Сатпрему в июне 1965г. и символ Матери. Мать остановила свой выбор на «Туманности» и написала Хуте, что это именно то, что Она хотела. В августе 1966г. Роже и еще девять человек из тех, что работали с ним над этими моделями и концепциями города в его парижском офисе, приехали в Пондичерри.
В марте/апреле 1967 года, Роже, во время непродолжительной встречи с Матерью, представил Ей свой проект «Макро-структуры» города, сам он не был совершенно удовлетворен этим проектом. Вероятнее всего, именно в ходе этого визита Мать окончательно решила и одобрила, что центром будущего города будет место, где на пересечении двух дорог стоит великолепный, одинокий баньян (теперь Баньян Матримандира, прим ред.). Во время этого визита Роже дал интервью, в котором он рассказал о том, каким будет будущий город. Приведённый ниже отрывок является хорошим примером того, о чем мечтали он и другие. Еще он показывает, что в то время он видел Ауровиль открытым для всего мира.
«[‘Crown Road’ Кольцевая Дорога] – сама окружённая стометровой ширины каналом, в котором искусственные острова дают прибежище разнымводоплавающим птицам, и неторопливые гондолы 21 века рассекают его водную гладь –будет пересечением всех путей, центростремительным фокусом города. Именно здесь, в дополнение к сказочной прелести каналов, будет располагаться главный коммерческий центр. Театры, спортивные площадки, залы для отдыха, сады для медитаций, площадки для встреч, гостиницы – всё это можно будет найти в этом центре …и конечно, очень много посетителей, так как Ауровиль не закрытый, а открытый миру город, и будущие градостроители всегда должны об этом помнить.»
Десять месяцев спустя, 21 января 1968 года, за пять недель до церемонии инаугурации Ауровиля, Роже приземлился в аэропорту Ченная со своей последней моделью – «Галактика», которую он задумал совместно с Чарльзом Джинферрари и другими, и которая была неким развитием его предыдущих моделей. В этой концепции «Галактики» появляется скульптура пламени в центре (Матримандира пока еще нет в проекте), и в первый раз мы видим здесь Грин белт (Зеленый пояс) – зону, окружающую город. Вероятно, на следующий день Роже встретился с Матерью и представил Ей эту концепцию. Мать одобрила «Галактику», отметив, что такая форма существует в космосе. Но нет никаких записей, где бы Она говорила, что эта окончательная модель и есть Ее видение.
Проблемы планирования
Результатом третьего перемещения месторасположения города стало то, что он стал располагаться очень близко к деревням Эдайянчавади (Edaiyanchavadi) и Коттакараи (Kottakarai). Поэтому Роже уменьшил диаметр города с 3 до 2,5 километров. Что привело к увеличению плотности населения на 40% (с 7000 жителей/км2 до 10000). Чтобы разместить предполагаемое количество жителей в этом уменьшенном в своих размерах городе, Роже задумал построить 18-этажные высотки, так называемые “Линии Силы”. Тогда как по всему видно, что Роже принял цифру в 50000 жителей как данность и не подлежащую обсуждению, мы не знаем, действительно ли Мать считала цифру в 50000 более важной, чем ту плотность населения, которую Роже предлагал ранее.
Планирование Роже также расходилось с работой Наваджаты по «продаже» земельных участков под строительство жилья. Начиная с 1964 года людей приглашали приезжать в Ауровиль и инвестировать в приобретение здесь земельных участков. Предлагались участки различной величины: 250, 500 и 1000 м2, и людям разрешалось отводить под строительство не более 1/3 участка – на 1000 м2 было позволено построить дом площадью не более 280 м2на этаж! В 1967 году Мать говорила, что подписала сотни таких заявок, и люди платили и получали право владения.
Но это шло вразрез с представлениями Роже. В начале 70-х годов, на одной из встреч Административного комитета Ауровиля, Роже сказал, что ему очень трудно заниматься проектированием города с учётом людей, которые только что купили участок земли и хотят построить дом. В 1996 году, в интервью, данном Луиджи и Арьямани, Роже отметил, что в 1976 году, когда они с Наваджатой осматривали коммьюнити «Промис» (тогда предполагаемое место под строительство Ауровиля) он был шокирован, потому что понял, что Наваджата ведёт себя, как настоящий агент по недвижимости. Роже планировал выделять по 30 м2на одного человека и по 120 м2 на семью из четырех человек, что полностью расходилось с теми размерами домов, которые разрешались Наваджатой и были официально заверены подписью Матерью.
Нет никакой задокументированной информации о том, как сама Мать рассматривала этот вопрос. В 1972 году Шиям Сундар, Ее секретарь по Ауровилю, рассказывает Матери о трудности, связанной с Законом об Ограничениях на Покупку Земли в штате Тамил Наду, которая не позволяла SAS купить всю необходимую землю. Замечание Матери было следующим: «но у всех ли сохранится возможность иметь сад рядом с собственным домом?»
Как бы там ни было, но эти участки никогда не были выделены тем людям, которые заплатили за них. Роже не нравилась эта идея, и он не поддержал ее. И когда в 1980 году в силу вступил Закон Ауровиля о Чрезвычайном Положении (который спустя восемь лет был заменен Уставом Ауровиля), эти ранние «домовладельцы» потеряли свои инвестиции.
Возможно все
Замыслы Роже основывались на инструкциях, данных ему Матерью и на том ощущении, которое было у него и у многих других в то время, что «возможно всё». Это чувство было основано на общей вере, что Мать останется в своём теле, и что не будет проблем ни с деньгами, ни с политической поддержкой, ни с обеспечением необходимой землей. В проспекте, выпущенном на момент церемонии инаугурации, говорилось о необходимости 17000 акров земли, в том числе 1200 для города.
Ожидалось, что город будет построен в течение нескольких десятилетий. Мать надеялась получить финансовую поддержку от двух «сверхдержав» того времени, США и СССР, и подчёркивала, что «только интернационализация Ауровиля придаст ему его истинный облик и масштаб». Но поддержка сверхдержав не состоялась, так же как и попытка заинтересовать Всемирный банк и Фонд Форда.
Также забуксовала попытка приобрести все земли с помощью правительства Тамил Наду. Предложение было одобрено главным министром штата Тамил Наду, но отвергнуто Наваджатой, так как он полагал, что купить землю по обычному соглашению займет меньше времени. Мать была очень недовольна тем, что Наваджата принял такое решение, даже не спросив ее, о чем свидетельствует Анджани, главной секретарь Пондичерри, который подготовил данное предложение. Этот факт показывает, что Мать не участвовала в принятии всех решений, касающихся Ауровиля.
Идеальный город и идеальное общество
Тот Ауровиль, который Мать описывала вначале, был куда менее идеальным сообществом чем тот, о котором Она говорила позднее. 23 июня 1965 года Она говорила Сатпрему, что Ауровиль будет «попыткой реализовать на земле чуть более идеальную жизнь», и что деньги там будут в обращении «до тех пор, пока человеческие привычки будут оставаться таковыми». 3 июня 1967г. в разговоре с Сатпремом Мать сказала, что Её сын, Андре, написал Ей из Парижа о том, что когда люди расспрашивали его об условиях приема в Ауровиль, он отвечал: «О, это еще не решено!», и Мать прокомментировала: «Уже принято, по меньшей мере, триста или четыреста ауровильцев, и я зачислила их. Поэтому так отвечать нельзя… Я знаю, на чем основывался его ответ: я сказала ему, что, естественно, с материальной точки зрения, условия жизни в Ауровиле не были заранее установлены». Затем, Она показала Сатпрему первые условия, которые Она набросала: «С психологической точки зрения, необходимыми условиями являются: 1) Быть убежденным в изначальном единстве человечества и готовым сотрудничать для наступления этого единства. 2)Воля сотрудничать со всем, что способствует будущим реализациям.»Затем она добавила: «Материальные условия будут выработаны постепенно и по мере реализации».Девять месяцев спустя Она добавила в Хартию Ауровиля в качестве дополнительного условия следующее: «быть добровольным слугой божественного сознания». Все эти условия являются психологическими, а не материальными. До начала 1969 года в брошюрах изображался город со всеми современными удобствами, о которых можно было только мечтать, но почти ничего не говорилось о тех требованиях, которым необходимо было соответствовать, чтобы там жить.
Никакого денежного обращения
Казалось, Мать отпустила ситуацию, чтобы дать возможность событиям развиваться своим ходом и посмотреть, что же хочет проявиться. Она неоднократно утверждала, что замыслы об Ауровиле «обязательно реализуются», но не уточняла, каким именно будет Ауровиль.
1 января 1969г. в сознание земли низошло Сознание, которое Мать позже определила как ‘La Conscience du Surhomme’, (буквально переводится как ‘сознание Сверхчеловека’), промежуточное существо между существующим ментальным и Супраментальным Сознанием. Возможно, вследствие этого нового Нисхождения или просто потому, что в Ауровиле начали обосновываться волонтеры, и прибытие многих еще ожидалось, Она начала провозглашать принципы, требующие более высокого сознания от Ауровильцев.
Одним из них (этих принципов – прим. пер.) было Её ожидание, что Ауровиль станет Колыбелью Сверхчеловека. Другой имел отношение к деньгам. 30 августа 1969г. Она сказала Сатпрему: «Начинают приходить некоторые идеи относительно Ауровиля… Я бы хотела, чтобы в Ауровиле не было никаких денег (мы посмотрим, как организовать это), чтобы деньги использовались только для внешних взаиморасчетов.» 25 марта 1970г. Она сказала ему: «Те, кто будут жить в Ауровиле – не будут иметь денег! — никакого денежного обращения.» Это подразумевало радикальную смену экономической политики с весьма значительными последствиями, поскольку это означало, что внутри Ауровиля личные деньги ауровильцев не будут обеспечивать им доступа к товарам и услугам.
Тогда же, в начале 1969 года были составлены и утверждены «Основные направления экономической деятельности в Ауровиле». Они предусматривали следующее: «Все производства должны принадлежать Ауровилю с самого начала либо с течением времени.»Мать не хотела, чтобы люди инвестировали в производства с целью личного обогащения. («Деньги предназначены не для того, чтобы делать деньги, а для того, чтобы подготовить землю для Нового Творения»). Принятие этих принципов означало другое радикальное преобразование, касающееся бизнеса. Двумя годами ранее, 30 декабря 1967 года, Мать упомянула о частной компании Аурофуд, как пример бизнеса в Ауровиле, давая таким образом понять, что частный бизнес в Ауровиле возможен. Изменение политики привело к тому, что Аурофуд не стал Ауровильcким бизнесом. Предприятия, которые на тот момент уже подали заявку на работу в Индустриальной Зоне, так никогда к ней и не присоединились.
«В Ауровиле мне нужны истинные люди»
В последние три года своей жизни (1971-73г.г.), Мать часто высказывала свою озабоченность качеством людей, которые будут приезжать, чтобы присоединиться к Ауровилю. 9 июня 1971 года Она сказала Шияму Сундару: «Двенадцать достойных людей лучше, чем сто бестолковых особ. Ауровиль не для комфорта, но для служения Божественному. Люди в Ауровиле не должны избегать тяжелой работы. Они не должны стремиться избегать внешнего контролядо появления божественного контроля».1 октября 1972 года: «В Ауровиле мне не нужно много людей. Мне нужно совсем немного людей, но истинных людей. Если вам нужны люди, я могу дать вам моментально сто тысячиз Южной Африки.»Три месяца спустя Роже это же повторил французскому журналисту (Ж. П. Элькабаш) в телевизионном интервью: «Важным является не создание города, но создание новых людей.»Сатпрем сказал нечто подобное в 1973 году, в интервью Ж. Байсу: «смысл не в создании города, смысл в создании людей, чего-то такого, что превратит нас в действительно совершенных существ.»
Связи с миром
Другое, кажущееся радикальным изменение общей политики относилось к тому, как Ауровилю следовало взаимодействовать со всем остальным миром. Вначале Мать не возражала против того, чтобы Ауровиль был детально представлен в Генеральной Ассамблее ЮНЕСКО, против статей, опубликованных во всевозможных газетах и журналах по всему миру, против фильмов, снятых и показанных широкой общественности. Однако 30 января 1971 года Мать направила в Ауровиль выдержку из письма Шри Ауробиндо со своим комментарием: «У них у всех (ауровильцев) ложная идея о пропаганде и рекламе».
«…Я не верю ни в рекламу, разве лишь только для книг и т.д., ни в пропаганду, разве лишь только в политике и при продаже патентованных лекарств. Но для серьезного дела реклама – яд. Реклама означает либо какую-то уловку, либо шумиху – а уловки и шумиха выхолащивают то, что они возносят и несут на гребне своей волны, выбрасывая потом на пустынный берег как пустую, безжизненную, иссохшую скорлупу, – либо она означает какое-то движение. (общественно-политическое, например – прим. пер.) Движение в случае работы, подобной моей, означает создание школы или секты или какой-нибудь еще бессмыслицы.Это значит, что к вам присоединятся сотни и тысячи бесполезных людей и исказят эту работу или сведут ее кпомпезномуфарсу, от которого Истина, что была в процессе нисхождения, снова скроется и затаится.Именно это и произошло с «религиями» и стало причиной их краха.»
Когда Мать спросили, в чём она видит разницу между информированием людей и рекламой, Она сказала: «Это скорее вопрос о ментальном отношении, нежели о физическом действии. Реклама не различает людей, к которым она обращается. Реклама означает обращение к народу, который не в состоянии что-либо понять. Что мы стараемся делать, так это нести Свет туда, где он может быть понят и воспринят. Это вопрос выбора. Это вопрос отбора: не распространять что-либо для всех без разбора. Выбирать то окружение, те условия, тех людей, которые в состоянии понять, и лишь тогда действовать.»
Опасность догм
Изучая историю Ауровиля, нужно помнить о словах Матери, которые Она говорила по тому или иному поводу, о том, что уровень с которого она «видит» вещи так высок, что люди не в состоянии следовать за ней и неверно понимают то, что Она говорит. Так, в разговоре от 8 февраля 1969 года, записанном в Агенде Матери, Она упоминает о неудачной попытке ученицы правильно записать сказанное Ею об Ауровиле и предостерегает от того, чтобы ее слова не стали догмой. «Вот чего я опасаюсь: что люди с созданием Ауровиля, будут создавать догмы…Что я увидела здесь (жест наверху) в то время как…(жест, показывающий, что это воспринято внизу, на уровне земли) здесь все становится таким глупым, таким плоским».
Взгляды Матери изменялись, по мере того как Она реагировала на происходящие события. Взять, например, Бхарат Нивас, павильон Индии. Когда его строительство должно было начаться, земля еще не была собственностью Ауровиля. Мать была крайне прагматична и просто изменила очередность всего генерального плана. А вот другой пример, когда началось строительство Матримандира. В то время земля не принадлежала Ауровилю. Роже приехал к Матери, чтобы обсудить эту проблему. Она сказала, чтобы он не цеплялся к ментальным идеям. Планы можно поменять. Если Матримандир не может быть построен здесь, он может быть построен где-нибудь еще. Земли были, в конце концов, куплены, и Матримандир был построен в месте, намеченном Роже. Но это показывает, что Мать обладала невероятной гибкостью. Это Ее типичный способ действия: очень практичный и органичный, что видно по Ее делам в управлении Ашрамом.
Мать часто благословляла людские планы, и многие верили, что в этом случае их планы обязательно реализуются. Но Мать не раз говорила, что Ее благословения не означают того, что всё будет происходить именно так, как было задумано, а произойдет то, что станет самым лучшим для прогресса человека или ситуации. Необходимо помнить об этом, когда мы делаем предположения о Ее намерениях, относительно развития людей и Ауровиля.